Психологическая служба в юридических образовательных учреждениях МВД


Психологическая служба в юридических образовательных учреждениях МВД
Основы развития психологической службы заложены в приказах МВД РФ от 25.06.1990 г. №42 «О создании в учебных заведениях МВД СССР групп психофизиологического обеспечения и от 17.05.1995 г. №185 «Об утверждении Правил приема в учебные заведения высшего и среднего профессионального образования МВД России». Традиционным полем деятельности подразделениях психологического обеспечения являлось проведение психологического отбора среди абитуриентов. После утверждения Концепции психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России (Приказ МВД России от 30.12.97 г. №862) психологическая служба в вузе получила существенное развитие, а ее использование приобрело большие возможности в подготовке молодых профессиональных кадров.

В настоящее время работа подразделений психологического обеспечения ведется в следующих основных направлениях: психологический отбор кандидатов на учебу; адаптация курсантов и слушателей к условиям учебной и служебной деятельности; развитие у обучающихся профессионально значимых качеств; психологическая подготовка выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности. Целью этой работы высупает оптимизация профессионально-личностного становления специалиста, способного эффективно решать оперативно-служебные задачи. На этапе психологического отбора проводится обследование кандидатов на учебу, выявляются их личностные особенности, мотивационные характеристики и др. подготавливаются заключения о пригодности, разрабатываются рекомендации по комплектованию учебных групп, выдвигаются кандидаты на должности младших командиров. На этапе адаптации курсантов и слушателей к условиям учебной и служебной деятельности, изучается социально-психологический климат в группах и на курсе, выявляются причины трудностей, негативных настроений, неуспеваемости, нарушений дисциплины. Разрабатываются и реализуются программы по помощи курсантам и слушателям в адаптации к учебе, проводится индивидуальное консультирование и групповая работа. На этапе развития у обучающихся профессионально значимых качеств разрабатываются пролонгированные программы профессионально-личностного роста, осуществляется индивидуальное диагностирование роста, проводятся консультации и психокоррекционные мероприятия. На этапе подготовки выпускников к самостоятельной работе оценивается индивидуально их реальная психологическая готовность в службе в МВД и принимаются меры по ее повышению.

Выполняемая ныне службой психологического обеспечения работа может рассматриваться лишь как находящаяся в стадии становления и развития. Приоритетные направления дальнейшего совершенствования ее: построение полностью адаптированной к специфике подготовки юристов системы психодиагностической, формирующей, профилактической, психокоррекционной работы с курсантами и слушателями; разработка эффективных, отвечающих специфике отечественного образования и подготовке юристов психотехнологий работы с курсантами и слушателями; разработка единого научно обоснованного критериального аппарата для диагностики на всех этапах и видах работы; обеспечение сквозной психодиагностики профессионально-личностного становления курсантов и слушателей; разработка системы помощи в повышении личностно-формирующей роли образовательного процесса и всей жизни образовательного учреждения. Необходимыми условиями повышения эффективности деятельности подразделений психологического обеспечения выступают: расширение оргштатной структуры, обеспечение современной экспериментально-психологической аппаратурой, компьютеризация работы, улучшение комплектования профессиональными кадрами.

(Ю.В. Драчева)


Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. . 2003.